Мы снова встретились с аюрведическим врачом, наши свидания каждый день уже вошли у меня в привычку — обсудить волнующие меня вопросы до процедуры. В этот раз я спросила его о том, насколько разнообразным должно быть питание?
— Аюрведа говорит, что чем аскетичнее питание человека, тем он здоровее. Он должен быть всегда чуть-чуть голодным. Как только мы начинаем угождать своему желудку и языку, за это приходится платить здоровьем, — говорит мне доктор. — А для здоровья человеку не нужно большого разнообразия еды, чтобы каждый день новые блюда. Достаточно одних и тех же, похожих, но приготовленных правильно и с любовью. Святые люди питались только лепешками из грубой муки, жили долго и были очень здоровы.
— Мой муж так точно не сможет, — говорю я, смеясь, — нам до святости далеко!..
— Вы, западные люди, очень привязаны к разным вкусам и разнообразию. Вам нужны все эти буфеты, где много разных блюд, выбор. Хотя при смешении большого количества разных яств в животе происходят не самые приятные процессы. Поэтому, когда к нам в клинику приезжают люди запада, мы не требуем от них соблюдения особых диет. Индийцы могут на рисе и маше хоть целый год. Западные люди мучаются от однообразия и впадают в стресс уже на второй день. Нам этот стресс не нужен, мы ведь наоборот пытаемся организм очистить от последствий стресса. Поэтому мы предлагаем каждому меню на выбор — из более-менее подходящих продуктов. Разных. Чтобы и человек расслабился, и эффект получить.
— То есть можно есть каждый день одно и то же? И ничего страшного?
— Да, если питание сбалансировано. В нем все 6 вкусов и все необходимые вещества. Тогда почему нет?
— А как же желание чего-что новенького, когда старое надоело?
— Это проблема ума. Ума, где вы впитываете идею разнообразия материальных удовольствий, и потом не можете жить иначе. Вам не просто надо всего и много, вам нужно ещё и каждый день раз разное. Так мужчины изменяют жёнам, женщины тратят все семейные деньги в магазинах, а у детей огромное количество ненужных игрушек. Начинается все с языка. Вы не хозяева ему, это он вам хозяин. Поэтому в йоге контроль языка так важен — контроль речи, питания… Если научиться довольствоваться малым в питании и получать даже от этого удовольствие — можно обуздать свой ум. Контроль ума всегда начинается с контроля языка. Что мы едим, что мы говорим. Это самое важное.
Он прав. Для нас, людей запада, эта идея кажется грустной и даже в чем-то ущербной. Почему я должен себя ограничивать? Я могу себе это позволить! Я достоин большего! Я должен попробовать все. Я должен владеть всем. Так работает принцип Раху (один из кармических узлов в астрологии), и именно он часто губит человека, приводя его совсем не туда. Он нас всегда и заводит туда, где должна обрушиться наша негативная карма.
Но мало просто бездумных ограничений и аскетизма. Напротив Раху всегда стоит Кету, второй кармический узел, которому вообще ничего материального не нужно — и который помогает нам избавляться от ненужного. И так они тянут каждый в свою сторону. Тогда как счастье посередине.
Отказаться от чрезмерного и быть довольным тем, что есть. Продумать своё питание так, чтобы оно было здоровым и полезным, готовить с любовью и молитвой и не стремиться к особому разнообразию и излишествам.
Пусть в каждом приеме пищи будет шесть вкусов — которые дают специи, и этого достаточно. И язык доволен, и не страдает здоровье, и насыщаешься быстрее. И из-за стола выходить чуточку голодным, не делая язык и желудок — самыми важными.
Еда — это в первую очередь топливо и питание, удовольствие вторично. Не надо делать культ из еды, возводить ее на пьедестал. Для жизни человеку не так много и надо — и по объёму, и по вкусам. А язык никогда не будет доволен, ему всегда будет мало.
Ольга Валяева