Новая статья на сайте — https://valyaeva.ru/otkuda-berem-ustanovki-programmy/
Как-то Матвей слушал спектакль «Кошкин дом» — у меня в детстве была такая же пластинка. И вот ходит он и поёт:
«Тётя-тётя кошка,
Выгляни в окошко,
Есть хотят котята…»
И вдруг меняет голос на противный такой и выдаёт:
«Ты живёшь богааааааато!»
Я аж оторопела. Зову его и спрашиваю:
«Матвейка, а богатым быть хорошо? Или плохо?»
А он смотрит и молчит.
«Не знаю» — говорит.
«Ну тебе как кажется?»
А он молчит. Меня это удивляет. Этот человек еще недавно мечтал быть самым богатым. И я вспомнила своё детство, эту пластинку, сказку и то, как ее трактовали нам воспитатели:
«Богатым быть плохо, потому дом ее и сгорел. Потому что богатство — это нехорошо. Не надо быть богатым, друзей себе найдёшь непонятно каких.»
И я вспоминаю все свои мучения, связанные с деньгами — плохо, стыдно, тяжело… И когда ты бедный родственник — как эти котята-сироты — ты хороший, но если ты кошка в модных сапогах в красивом доме — это ужас… И хочется и денег, и того, что они могут дать, но стыдно. И примеры, на которые в детстве мне показывали, мол, смотри, вот они, богаааатые!…
«Мама, — перебивает мои мысли сын, — я раньше всегда думал, что быть богатым — это хорошо. А теперь не знаю. Во всех сказках богатые — самые глупые и злые. Может потому, что быть богатым это плохо?»
«Знаешь, я думаю быть богатым — это хорошо, — говорю я. — Если ты никого не ограбил, не обманул. А сам заработал. И если ты своими деньгами помогаешь другим. Даже кошка взяла потом племянников-сирот к себе, и они вместе построили новый дом. Когда у тебя есть деньги, ты много кому можешь помочь, и это здорово. А ещё тебе не нужно у других просить помощи, и это тоже здорово. Очень много хороших богатых людей — они строят большие больницы, школы, дома для бедных. Кто бы это делал, если бы их не было?»
«Аааа! То есть важно помогать другим? — его глаза засветились радостью. — Как мы денежки отправляем людям, у которых война, чтобы их там кормили?»
«Конечно! — говорю я. И мне легче. Это непросто, ведь так много сказок нашего детства формировали в нас «не высовывайся» и «ничего не желай».
«Когда ты сам беден, ты даже себе помочь не можешь. Ты думаешь только о том, как выжить, где взять деньги. А когда ты богат, ты можешь позаботиться и о себе, и о своей семье, и о других» — он улыбается. И мне хорошо.
С того дня он перестал петь эту песню. Как будто он пел ее для меня, чтобы я могла прожить это вместе с ним снова.
«А ещё богатство – от слова БОГ» – добавил, улыбаясь муж, и тут не поспоришь.
Я знаю, что эту сказку трактовать можно по-разному, и многое зависит от того, как именно вам объяснили ее смысл. Почему дом кошки сгорел? Потому что она была богатая и делиться не хотела? Или потому что она не помогла тем, кому нужна была помощь рядом с ней? Или потому что была неразборчива в связях? Или потому что жила напоказ? И всегда и всем ли надо помогать? И со всеми ли надо делиться? И вообще хорошо ли иметь больше других и что в этом случае нужно чувствовать и делать?
В этой сказке много посланий, и их можно переворачивать в разные стороны. Меня поразило, что сын, который просто слушал радиоспектакль получил именно такой сигнал. Который наложился на любовь к Робин Гуду и песням из него (и там тоже пришлось многое объяснять), и в итоге сложился совсем не тот пазл. Хотя ему в формировании такой картинки никто из людей не помогал.
И это ведь только про деньги, а сколько еще важных тем — отношения, самореализация, жизненный путь, любовь… Детские книги, мультфильмы, сказки – все это формирует установки у детей. А взрослые помогают этому, накладывая свой жизненный опыт.
Вот почему я пишу детские книги, потому что в них столько важных сигналов, не всегда явных, но которые после могут сильно влиять на нашу жизнь, закладывая ценности и установки. Чтобы формировать у ребенка ценности, развивать разум с детских лет, учиться самому важному.
Вот почему каждый мультфильм или книгу мы обсуждаем с детьми, чтобы понять, какие акценты они расставили в голове, какой смысл уложили. И поэтому же у нас жёсткая модерация мультфильмов и книг, которые допущены в святую святых – в детскую.
До семи лет у ребенка формируется понимание мира, основной сценарий, установки и программы. Дальше он будет его проживать. То, что увидел в семье, то, что читал и смотрел. Стоит отнестись к этому внимательно.
Ольга Валяева