Дети и гаджеты. Быть или не быть

Дети и гаджеты. Быть или не быть

Дети и гаджеты. Быть или не быть

Дети и гаджеты. Быть или не быть

Статья на сайте — https://valyaeva.ru/deti-i-gadzhety-byt-ili-ne-byt/

Заходим в кафе поужинать и везде видим семьи с детьми. Каждый ребёнок в планшете. Даже если он еще толком ходить не научился, я уж молчу про тех, кто постарше. Чтобы сидел тихо и не мешал родителям. Родители радостно отдыхают, а дети со стеклянными глазами смотрят свинку Пеппу, каких-нибудь Лунтиков и ещё что-нибудь. Наши дети — безо всяких устройств, поэтому шумные, живые, бегают иной раз по кафе, особенно если еду пока не принесли.

С раннего детства дети просят у Деда Мороза планшет, а родители радостно эту просьбу выполняют. Даже в начальной школе многие дети уже не просто с телефонами, а со смартфонами. И попробуй не купи, ведь у всех есть! В жизни современных детей гаджеты появляются очень рано. Мультики им включают уже с года, в этом же возрасте дают побаловаться планшетом.

Это вроде как удобно для папы и мамы — немного тишины и покоя. Но за все есть своя цена.

Пока дети маленькие, это умиляет, вызывает восхищения, мол, какой прогрессивный ребенок растет! А потом ему исполняется 12-13-14, и его никак не достать из виртуальной реальности, и уже этот вопрос не решить запретами. Уже появился и сформировался устойчивый вкус.

Когда-то у нас тоже было так принято, у старшего iPad появился в пять лет (бабушка подарила), среднему было два с половиной, когда мы купили ему свой планшет, чтобы они не дрались за него. И да, было в этом особое удовольствие. Сидишь в кафе и тишина. Можно и поесть, и поговорить. Иной раз даже можно забыть, что где-то есть дети. Как будто мы вдвоём, у нас романтичное свидание.

Старший умело орудовал «злыми птицами», мастерски проходя самые сложные уровни, средний забрасывал лягушке в рот леденцы. А мы думали, что все хорошо и правильно. Время такое, когда без этого никуда и никак! Иной раз планшеты здорово выручали — в парикмахерской, например, или у врача во время сдачи анализов.

Мы долго убеждали себя, что это полезно:

старший именно так выучил все буквы
очень хороший стимул — сделай это, я тебе планшет
есть много развивающих приложений
иногда очень хочется тишины, и планшет выручает
технологический век — дети должны быть готовы!

Период, когда мы так жили, продлился полгода. У старшего чуть больше (он раньше начал).

Но потом открылись и минусы. Достаточно серьезные. На которые закрывать глаза не получалось.

Зависимость. Дети не могли без планшетов, как маленькие наркоманы. Истерили, если им не давали, кричали. Искали их, отказывались отдавать, даже если договаривались на всего одну игру.
Лучшим другом становился именно планшет. Не мама и папа, не брат, не другие люди — а железяка, без которой из дома выйти было невозможно.
Планшет не надоедает. Он затягивает, и момента, что ребёнок сам его отдаст — не случается. Даже если оттуда удалить все игры, они находят какие-то другие возможности там потратить время.

Потеря интереса к реальной жизни. Да, они могли сидеть в планшете, когда рядом был целый мир. Не плавать в бассейне или море, не лазить по деревьям, не копать ямы, не бегать за жуками. Сейчас я наблюдаю иногда «гуляющих» детей — которые выходят на улицу и сидят в планшетах, воздухом дышат называется.
Мнимая успешность. В планшете быть успешным легко. Выучи, на какие кнопки нажимать — и все, ты молодец. В реальности же совсем иначе, больше вариантов. Совершенно иначе нужно идти к успеху, планшетные навыки не пригождаются, а только мешают. В реальной жизни дети чаще начинают пасовать перед трудностями.

Нет общения внутри семьи. Да, это самое грустное. Сидишь за столом, а все в гаджетах. И общаться не о чем и незачем. Сперва ты их занимаешь, чтобы они не мешали поговорить, а потом они уже и не хотят с тобой общаться.
Портится зрение. Нагрузка на глаза огромная. Экран слишком близко. Посидит полчаса, и уже глаза уставшие.

Копятся эмоции. Во время сидения за экраном работает ум, появляются эмоции, а тело — не участвует. Поэтому после случается взрыв, когда ребёнок огромный объём эмоций проживает за маленький промежуток времени. Разрядка.

Разбалансировка тела. Ребёнок перестаёт ощущать своё собственное тело и его сигналы. Некоторые даже забывают до туалета дойти. А многие просто не чувствуют самых себя на телесном уровне. Как будто есть только голова и пальцы, ведь только они активно участвуют в гаджетомании.

Чем раньше ребенок приучается к гаджетам, тем быстрее и сильнее формируется привязанность.

Это очень легкий уход от реальности. Слишком легкий. Даже физически никуда перемещаться не нужно. Столкнулся со сложностями — уйди в виртуальную реальность.

И мы решили отказаться от такого способа занять детей. Совсем. На нашу удачу у младшего планшет сломался. Мы просто не стали его чинить. Планшет же старшего был случайно (или неслучайно?) сломан папой и починке даже не подлежал. Мы не стали покупать новые «занимашки».

Хотя было сначала очень непросто. Мы столкнулись с рядом трудностей:

Как пережить эту страшную ломку?
А чем их занять, когда это нужно? В аэропорту, кафе? Как теперь стричь тех, кто этого не выносит?
Как справиться с атакой на наши телефоны? Они ведь так похожи, только меньше.
Как вернуть их интерес к реальности?
Как без гаджетов продолжать их развитие и обучение?
И имеем ли мы право отбирать у детей iPad, если сами часто сидим в iPhone?

Задача была сложная, но творческая. Со средним сыном было проще — ему все-таки было три с небольшим, стаж был всего полгода. Старший в свои семь сопротивлялся намного сильнее. Это было трудно, но оно того стоило. Прошло уже три года — и я вижу, что все это было не зря и очень вовремя.

Да, пришлось пережить непростые времена. Да, тишины в доме стало намного меньше. Да, в кафе часами уже не посидишь и часто не поговоришь. Да, нужно придумывать им занятия в сложных местах, носить с собой карандаши и раскраски, например. Да, приходится и самим меньше сидеть в экранах и перестать играть (а ведь когда-то мы так здорово с мужем гоняли «по сетке»!). Да, какие-то вещи как буквы или цифры приходится учить с ними самим и превращаться в попугаев. Да, теперь iPad не может себе купить даже папа. Но оно того стоит.

Да, отдельно выделю вопрос воспитания себя. Потому что дети многие модели берут с родителей — так или иначе.

Как я уже сказала, мы сами перестали играть в игры — несмотря на то, что нам это тоже нравилось. Мы стали использовать телефоны только для работы. И теперь ребенок может заглянуть в экран, увидеть там какие-то буквы и цифры, узнать, что мама, например, так работает (набирает статьи в заметках), а папа отвечает на письма. Это уже не так интересно и не так манит. Даже при таком использовании гаджетов, все равно приходится постоянно себе напоминать о том, что неплохо было бы убрать их прямо сейчас — за столом, в кровати, на улице. Поэтому воспитывать самих себя приходится еще серьезнее.

Скажу сразу — мультики смотрим, о них мы поговорим чуть дальше, пока давайте разберемся с планшетами и смартфонами.

Освоить гаджеты они успеют всегда, но успеют ли они получить заряд любви к реальной жизни? Или вы правда думаете, что бабушки и дедушки все это освоить могут за неделю, а дети, которым будет, например, по 20 — уже нет? Научатся ли они общаться, любить и жить в этом реальном мире? Научатся ли себя слышать, чувствовать, жить в гармонии с телом? И кто будет заниматься их воспитанием? Мы? Или кусок железа?

Прошло уже три года. Лука до сих пор не знает, что iPhone можно играть, как им управлять, и до двух лет вообще не смотрел мультики. Да и сейчас мультикам он предпочтёт ковыряния в земле. Старшие же могут потыкать в iPad где-то в магазине техники, но спокойно уходят оттуда, не прося домой такую же штуку. И даже на детей с гаджетами смотрят спокойно, без зависти и без залипания в чужом экране.

А лучший гаджет — это природа. Океан, деревья, песок, трава, цветы, фрукты, земля, солнце, реки, снег, животные. Это всегда на пользу, развивает в детях столько всего, что перечислить не хватит пальцев.

Пройдет время — и конечно, у каждого из них появится телефон.

Вопрос лишь в том, как они будут его воспринимать — как легкий способ ухода от реальности? Или как инструмент, с помощью которого можно работать, звонить, писать смс, фотографировать?

Ольга Валяева — valyaeva.ru